Войти

 


01//

Литературный

Лабиринт

 


02//

Психология Поступков

Life Коучинг


03//

Анатомия Чувств

 


04//

Модный бульвар

Fashion & Style


05//

Парад планет

О сакральном 


06// 

Comments

 


 

 

Американский Performancе

Чтобы понять, надо увидеть. Вот и я в потоке «страждущих» со всего света спешу на известный, легендарный Бродвейский мюзикл "The PHANTOM of the OPERA" (Призрак Оперы). Этот Бродвейский мюзикл поставлен по знаменитому готическому роману французского писателя Гастона Леру (1910 год).

... “Автор этого необычного произведения рассказывает читателю, как он пришел к уверенности, что призрак в Парижской Опере действительно существовал. Он не был, как долгое время счи...

Популярные статьи

mistika-tvorchestva-master"В моих руках отсутствуют цветы,Я не несу сигнала в переулке...Совсем одна иду через мосты -Ничто не может помешать прогулке..." Самый мистический и...
film-poznerДорогие друзья! Владимир Владимирович Познер снимает в Израиле свой новый фильм "Еврейское счастье". Израильские журналисты , конечно, не упустили...
posledniy-pyt-tsarya-chast-1Музей Израиля в Иерусалиме открыл сенсационную выставку - "Ирод Великий: Последний путь царя ". Впервые в мире ученые, историки, археологи попытались...

 

Документальный Дневник

 

Я собрала большой Архив человеческих жизней и судеб; тех, кого раньше знала, с кем случайно встретилась на дорогах чужих городов и стран... Эти документальные страницы я записала, чтобы когда-нибудь рассказать - честно и прямо - "Так что же такое эмиграция?"

 

emigration“ПО ШКАЛЕ СТРЕССОВ ЭМИГРАЦИЯ , КАК И СМЕРТЬ БЛИЗКИХ, ПРИРАВНИВАЕТСЯ К СОТНЕ, САМОМУ ВЫСШЕМУ БАЛЛУ!”

( из справочной литературы по психологии )

***

Я уехала из своей прежней жизни 25 лет назад. Уехала из прекрасного, залитого солнцем города, от друзей и знакомых, от любимой работы, из дома, в котором жила с детства, где прошли самые счастливые минуты жизни и где родились мои дети. За поворотом меня ждали - другая страна, другой язык, другая культура и другие человеческие коды. Зачем уехала тогда ? Не буду вдаваться в подробности, я о другом...

Время пришло – хочу понять и ответить - "Что же такое эмиграция?"

Эту страшную правду когда-нибудь будут изучать, как исторический документ- факт   жертвоприношения Культуры и Человеческого Фонда в период падения высочайшей Империи, которую её лукавые правители не смогли, не захотели ни защитить, ни спасти, ни сохранить. Уезжали не самые худшие, не самые бездарные и потеряные и в этом была драма людей и страны.  

***

Итак, как ЭТО БЫЛО???

Память тасует события, лица людей, дни и чувства... Что-то стирается навсегда, что-то остается с нами, как радость, как боль, как разочарование, как самоутверждение и  победа над собой. Ведь было все.

А сперва были эйфория и восторг от долгожданной свободы. Потом наступила полоса разочарований - охи, стоны, слёзы, лингвистические муки и шок первых впечатлений, нечеловеческая усталость и наконец   - осознание, желание сформулировать, до конца осмыслить , ответить себе на такой казалось бы тривиальный вопрос: " Что же такое эмиграция?"

Эмиграция 90-x - не очень идейная и где-то даже "колбасная", непривычно интернациональная, постсоветская, по-российски безоглядно-бесшабашная, в основном безденежная и униженная, спасающаяся от экономических дефолтов и от бесконечных локальных национальных конфликтов, что стало с тобой за эти последние 25 лет? Растворилась, сгинула в чужом краю или стала новым явлением, новым культурным островом зарубежья? Что успела, для чего отдала столько молодости, энергии, таланта, надежд и жизненных сил?

Еще не пришло время статистических отчетов, еще впереди витийствования интеллектуалов и культурологов, но уже есть огромный архив нашего опыта, чувств, наших мыслей, наблюдений, наших ответов и наших вопросов.

Главное – в основном, мы не потеряли себя! Мы смогли выжить! Учились, работали, доказывали свою профессию, уже на другом языке, «поднимались», как могли, растили детей - нам за себя не стыдно. Эмиграция - не для слабых, не для ленивых, не для пассивных. Она требует огромного заряда сил, энергии и мотивации, азарта и веры в себя. Это способ прожить еще одну жизнь, увидеть другой мир изнутри, это почти фантастическая «Машина Времени», т.к. Вы ускоряетесь в самом прямом смысле осознания и ощущения жизни.

***

"Эмиграция - это особый жанр и особые правила выживания…",

когда-то давно записала я в свой дневник. Я обозначила Тему и открыла новый файл – “Дневник эмигранта”. Этот литературный жанр обладает потрясающей особенностью, он написан самой жизнью, судьбами тысяч людей, оказавшихся в эмиграции. На страницах этого живого документа нет придуманных сюжетов, нет лихо закрученных интриг, ведь эта живая литература создавалась не в комфортных писательских кабинетах , не в элитарных домах творчества, не на переделкинских дачах, не в уединении приморских вилл на сверкающем Лазурном берегу.

Бег от себя. Бег от судьбы. Бег от страны. Жестко, прозаично и страшно. Почти как в в итальянском черно-белом неореализме.

"...А потом были поезда, холодные и злые. Одержимость и безразличие растворяли лица людей, превращая их в серое размытое пятно. Я выпил бутылку водки, время сжалось, а потом исчезло. Оно вернулось поздним вечером, когда я открыл глаза и увидел Её. Она смотрела на меня пьяного и отупевшего, и плакала…..   Потом тоже была жизнь, которой я буду стыдиться и гордиться поровну… " Так мощно и жутко описывает начало своей дороги в эмиграцию Владимир Ободзинский в рассказе "Чужая жизнь".

Помните у Бориса Пастернака: " Февраль... Достать чернил и плакать. Писать о феврале навзрыд..." ? Убеждена, что новая волна эмигрантской литературы, написанная кровью и обнаженными нервами, трагедиями и неимоверной волей , высотой человеческого духа и азартом победы над собой достойна нашего самопризнания и прочтения. В эмиграции оказалось так много наших любимых писателей, знакомых по нашей прошлой жизни. Это и Василий Аксёнов, и Владимир Войнович, Дина Рубина, Анатолий Алексин, Григорий Канович, Эдуард Тополь и Алексанр Генис, Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Анатолий Гладилин...и еще, и еще... Иных уж нет, кое-кто вернулся. Этот список, безусловно, можно продолжить, но я о другом. Не они авторы дневника Эмиграции последней волны. По законам этого жанра, где каждая строка пишется собственной болью, я выскажу, возможно, спорную мысль, но тот, кто живёт в эмиграции, меня поймёт. Эмиграция для людей известных и для обычных людей "из толпы" - это абсолютно разные траектории, с разными законами выживания и разной степенью болевого шока, хотя сравнения здесь едва ли уместны. Об "окаянных днях" эмиграции конца XX ВЕКА когда-нибудь расскажут страницы прозы наших соотечественников, написанные в Израиле и Канаде, Америке и Германии, Австралии, Италии, Бельгии, Норвегии, ЮАР , перечень бесконечен.

А пока - листаю, листаю откровенные признания моих ровесников, одноклассников, тех , кто прошел этот "крутой маршрут", кто еще в пути...

"Эмиграция - это не только опыт жизни в параллельном мире, но и вход в новое направление в философии, способной обнажить суть человеческой действительности до белизны костей. Я, настоящий изгой, одиночка, тотальный и безнадежный нонконформист. Когда кого-то унижали ― это всегда унижали меня, благодаря этому у меня всегда были хорошие друзья и истинные враги. Увы, друзей стало меньше, значительно меньше, теперь мои друзья постигают философию эмиграции…" (В. О; Европа)

Сколько пронзительной, выстраданной мудрости в этих скупых мужских строках, сколько за ними пережитых испытаний. Ну что ответить? Как неоднозначны люди и их поступки...? Что нет логики в человеческом несовершенстве и в экстремальных условиях люди чаще (не только любят и сострадают... ) лгут, предают, изменяют, даже себе?

И всё же, в мире людей есть огромный нравственный потенциал, когда мысли и переживания выходят за пределы географических границ, когда нормальная человеческая реакция на происходящие безумства на нашей Земле торжествует над прагматичным расчетом и циничным безразличием.

"Когда теракт происходит в любой точке Земли, я вижу вину в этом всего мира. Не знаю, как у вас, но здесь все новости начинаются с трупов, а заканчиваются либо футбольными победами, либо бриллиантовой жизнью кинозвезд. Я все больше убеждаюсь в том, что мы живем в эпоху моральной гибели цивилизации"(В. А; Италия)

Проза эмиграции. Новая волна. Новые имена.   Чаще эта литература представлена на интернет-сайтах и самиздатом, в русскоязычных газетах и журналах. Она еще не обобщена серьезными издательствами, еще не признана корифеями литературы и дотошными критиками, она еще в пути... В поиске форм и конструкций, стиля и ритма, но не сюжетов; сюжеты выбраны Временем, в котором живём и в котором заново учимся жить.

Если бы это были только примитивные штампы об эмиграции - о профессорах, моющих тарелки в грязных забегаловках или   об уборщиках мусора, имеющих третью степень по философии, о растерянных женах, сбегающих от молодых, здоровых мужей к местным старцам – миллионерам или о рабском труде на чужих плантациях, о детях, заброшенных и забытых неудачливыми родителями или о бездомных, сломленных неудачами... Если бы только об этом, то можно было бы сказать: «Эмигрантская "чернуха "... Негатив. Наслышаны. Устали!!! Хотим, наконец, уйти и забыть!» . Ведь это только поверхностный взгляд на сложный, неоднозначный и многогранный процесс.

«Эмиграция стала не просто частью нашей жизни, она уже сама жизнь. И постепенно вытесняет все наши   прошлые сюжеты на перефирию памяти, чтобы когда-нибудь их уничтожить, сжечь, как забытые ненужные письма. И это опасно! Беспамятство всегда разрушает личность, оно цинично и примитивно по своей сути, даже если мы и захотим ВСЕ забыть в силу инстинкта самосохранения» (Н.К. Бостон)

"Жизнь нас несёт в своём потоке, мы подчиняемся так или иначе, даже если пытаемся переменить её ход. Наше прошлое "оттуда" и настоящее "здесь",   эти две зоны не должны соприкасаться, так же, как два полюса высокого напряжения, в противном случае - возникает психологический шок, который больно бьёт, а иногда убивает...", читаю страницы друга   из Чикаго. Странно, но я тоже к этому пришла, хотя и не сразу. Старые фото, старые письма и адреса, номера телефонов "оттуда" – всё бережно храню, но признаюсь : на самой далёкой полке или в закрытых на ключ выдвижных ящиках стола.. Помните детскую сказку о чёрной комнате, в которую Вас просили НЕ ВХОДИТЬ ? Аналогичные ощущения ... Волнение и страх...

«Родина ― это не березы и не троллейбусы, родина ― это близкие люди, которых нет рядом. А значит, и родины нет...», я читаю на страницах интернета самый шоковый по восприятию роман, роман эмиграции. Мысли сотен людей, сконцентрированные в едином эфирном пространстве, кричащие в бесконечность, незащищенные и до прозрачности чистые пугают своей завершенностью :”После многочисленных экспериментов над собой и в результате многолетних наблюдений я пришел к выводу, что главной и, возможно, единственной причиной всех бед человечества является ложь с ее зародышем - самообманом..."

Исповедальные строки эмигрантов. Похожие судьбы. Моё поколение. Жесткая непридуманная хроника.

"Из моей области за один год выехало 20 000 !!! еврейских семей, не человек, а семей! Об этом никто не говорит. Уехали все мои друзья, разбрелись по всему миру, я каждый день видел их окна, ставшие для меня безглазыми черными дырами. В конце концов я тоже “разбрелся” по всему миру - Америка, потом Польша…." "(В. К.)

"Страшно и мерзко мне было видеть народ ликующий… Освобождение квартир… Украина "без жидов и москалей" Я видел, как в одной из лучших библиотек моего города, молодые девочки библиотекарши со смехом снимали со стен портреты русских писателей, чтобы потом сжечь их во дворе... " (В. А, Германия)

И сразу напрашивается ассоциация, банальная и труднопроизносимая - Холокост.

Новый, но уже нравственный... И, как ответ, другое мнение, другая позиция, другой подход: "…cравнивать эмиграцию с Холокостом (дословно, с сожжением), по-моему, совершенно неправильно. Эмиграция - это выбор, при Холокосте выбора НЕ  было"(Н.К; Израиль).

До сих пор помню гарь вокзалов, усталость и опустошенность; казалось, что не хватит сил... Хватило.

"…ни одна таможня не сумела у нас отобрать - наши знания, нашу любовь к книге, нашу культуру." (Н.К; Израиль).

И наши дети, уже рождённые в других странах, не удивляйтесь, всё чаще берут в руки русскую книгу, наверное, чтобы понять нас, неисправимо "русских " родителей...

" У дочки в университете есть предмет "Русская   литература", на который она неожиданно записалась. Они читают в оригинале Зощенко и других писателей и потом пишут сочинения, делают доклады по прочитанному . Кроме русских студентов, есть даже два американца. Сейчас они пишут сочинение - как ты думаешь, о чём? Об эмиграции! " (А. Р; США)

Так что же такое эмиграция? И как нам выстоять , как не потерять себя?

Читаю мой дневник  ... Спорю, соглашаюсь, удивляюсь и опять спорю...

" Это мы ― люди, это мы ― боги, это мы ― дьяволы и ангелы..." Но всё ли зависит от нас?

"…ну почему надо так долго жить, блуждать в кромешной тьме обмана, ставшего истинной религией мира людей, чтобы встретить за всю жизнь так мало людей, не зараженных этой страшной неизлечимой болезнью ― ложью???" (В. А; Италия)  

В жизни есть категории, на осознание которых уходит вся жизнь, ведь так сложно обозначить и объединить взаимоисключающие понятия и миры. В современной литературе часто используют приём недоговоренности сюжетов, так воспользуемся этой уловкой, ведь наш роман с эмиграцией ещё не завершен...

P.S.

Когда мой очерк был уже набран, я неожиданно получила письмо на заданную тему из Европы, где очень буднично и достоверно была нарисована еще одна картинка эмиграции: "Албанцы, сербы, македонцы, индусы, поляки, украинцы, молдоване, пакистанцы, словаки… Эта молчаливая, разноцветная, шепотом переговаривающаяся очередь ― лучший индикатор для определения, где в мире война, разруха, голод, безработица, бесправие… Мы встанем в этот людской поток, зажав в руке свой номерок и пытаясь объяснить нашему ребенку необходимость стояния в этой иммигрантской толчее за правом на жизнь. И, когда нас впустят в комнату «пыток» с заветным окошком, в нем, возможно, будет сидеть то самое существо женского пола, презирающее парикмахерские, с дергающимся веком, зевающее и ковыряющееся в ухе. Ее неряшливый, скользкий взгляд лизнет наши бумаги; потом быстрым, спотыкающимся и плохо понятным говорком существо вынесет ПРИГОВОР моей семье."(В.О.)

Эмиграция продолжается...

Ирина Цыпина, Израиль.

(использованы дневники, личные письма, открытые материалы интернета )

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

     Соглашение           Контакты           Инструкция пользователя

© Project «Labirint25.com» Литературный журнал Авторский Проект И.Цыпиной