Войти

 


01//

Литературный

Лабиринт

 


02//

Психология Поступков

Life Коучинг


03//

Анатомия Чувств

 


04//

Модный бульвар

Fashion & Style


05//

Парад планет

О сакральном 


06// 

Comments

 


 

 

Американский Performancе

Чтобы понять, надо увидеть. Вот и я в потоке «страждущих» со всего света спешу на известный, легендарный Бродвейский мюзикл "The PHANTOM of the OPERA" (Призрак Оперы). Этот Бродвейский мюзикл поставлен по знаменитому готическому роману французского писателя Гастона Леру (1910 год).

... “Автор этого необычного произведения рассказывает читателю, как он пришел к уверенности, что призрак в Парижской Опере действительно существовал. Он не был, как долгое время счи...

Популярные статьи

mistika-tvorchestva-master"В моих руках отсутствуют цветы,Я не несу сигнала в переулке...Совсем одна иду через мосты -Ничто не может помешать прогулке..." Самый мистический и...
film-poznerДорогие друзья! Владимир Владимирович Познер снимает в Израиле свой новый фильм "Еврейское счастье". Израильские журналисты , конечно, не упустили...
posledniy-pyt-tsarya-chast-1Музей Израиля в Иерусалиме открыл сенсационную выставку - "Ирод Великий: Последний путь царя ". Впервые в мире ученые, историки, археологи попытались...

Распространенное заблуждение, что сильная женщина всегда несчастна. Ум и характер - лучшая альтернатива несчастью, доказывает Майя Плисецкая.

*****

“Балет, балет, как хорошо с тобой парить,

И все понятно, и не надо говорить.

Не надо слов пустых, Не надо лишних фраз

- Все объяснит круженье рук, Движенье глаз….”

(Резник Илья)

 

baletВ своей книге "Я, Майя Плисецкая" гениальная балерина походя упоминает таксу Бати, замечая в скобках: "подарок Марии Шелл". Доверчивый читатель, уже растаявший под излучением обаяния Майи Михайловны, проглатывает эти строчки про таксу и ссылку на Марию Шелл, как сама такса - горькие пилюли, вдавленные в кусок сливочного масла. И только самые сообразительные псы вместо того, чтобы слопать угощение, его выплевывают.

Стоп. Какая еще Мария Шелл? Да та самая знаменитая киноактриса, которая снималась у Лукино Висконти в фильме "Белые ночи". Недавно были опубликованы ее мемуары, в которых Шелл призналась: у нее был многолетний роман с русским композитором Родионом Щедриным. Из-за него она даже чуть было не покончила жизнь самоубийством. Естественно, об этом в мемуарах Плисецкой ни слова. Равно как и ни тени намека на то, что в ее отношениях с Родионом Щедриным не все было безоблачно.

Имя соперницы употреблено всуе. И не означает ровным счетом ничего. Ни перегоревшей ненависти. Ни упрека мужу. Ни чувства превосходства, с которым законные жены взирают на любовниц. Такса - это просто такса. И нужна рассказчице только для того, чтобы сравнить свою реакцию на музыку Щедрина с реакцией Бати - та нестерпимо завыла при первых звуках телевизионного исполнения какого-то опуса Щедрина.

Кстати, дом в Мюнхене, где сейчас живут Щедрин и Плисецкая, купила и подарила любовнику Мария Шелл.

 

balet1Золотая рыбка

Любовь всегда загадка. И, может, разгадка (если она вообще нужна) в том, что Щедрин и Плисецкая встретились в доме одной из самых обольстительных, несгибаемых и загадочных женщин ХХ века - Лили Брик? Началось с того, что как-то Лиля Брик прокрутила Щедрину запись из своей домашней фонотеки: Плисецкая идеально точно спела сложную мелодию из балета Прокофьева "Золушка". Чуть позже, в 1955 году, они познакомились - начинающий двадцатитрехлетний композитор и тридцатилетняя прима Большого театра, чья гениальность была видна сразу, с порога, со взгляда, с жеста, с поворота головы. Брик не могла не обожать Плисецкую. И - наоборот. Эти две женщины имели слишком много общего. Но самое главное (в нашем случае) - они всегда сами выбирали, кого любить, кого карать, кого оставить себе служить, а про кого счастливо забыть. Кстати, и та и другая равно были образцово-показательными музами. Но об этом позже. Так что участь Родиона Щедрина была в известной мере предрешена. Плисецкая сразу же придумала повод для новой встречи: сказала, что давно хочет поставить танец на музыку из чаплинского фильма "Огни рампы" и попросила записать ноты мелодии. Щедрин быстро исполнил просьбу, но танец так и не был поставлен. Снова они встретились лишь три года спустя. В марте 1958-го, после блистательной премьеры "Спартака", Щедрин сам позвонил Плисецкой и попросился к ней в тренировочный класс. Она надела черный облегающий купальник из эластика с большим вырезом. Щедрин смутился и быстро ушел. Но вечером того же дня позвонил и предложил покататься по Москве. С тех пор они вместе. О браке никто не говорил. Но покорность, с которой Майя Плисецкая "вела" этот роман, удивляла многих. Они уехали на берег Ладожского озера, в Сортавалу. Жили в лесу, в неотапливаемом коттедже. Зверски кусали комары, и умываться приходилось из деревенского рукомойника. Зато Родион рыбачил в свое удовольствие. Потом на новой машине Щедрина они отправились в Сочи. Покупали еду в придорожных селах, спали в машине и много говорили о музыке, танце, будущих постановках. Вернувшись домой, Плисецкая поняла, что беременна. Она была в самом зените славы (знать бы тогда, что зенит этот затянется на два десятилетия - случай в балете беспрецедентный). Несмотря на горячие протесты Щедрина, Майя решила не рожать. Самый романтичный, страстный и трагичный период в их отношениях закончился тем, что 2 октября 1958 года Родион Щедрин и Майя Плисецкая зарегистрировали свой брак. Иногда Майя Михайловна говорит, что ей даже пришлось уговаривать Щедрина жениться на ней. Шутка, которую может позволить себе только бесконечно уверенная в себе женщина.

Одилия и Одетта

Брак с Щедриным поставил точку и в фантастических рассказах о романах примы. Друзья говорили о Плисецкой, что она чересчур влюбчива. Враги - что она гуляет направо и налево. Но в чем сходятся и те и другие: Плисецкая всегда безумно влюблялась. Способностью чувствовать она была одарена так же щедро, как танцевальным талантом. А может, в ее случае это было одно и то же. Есть же точка зрения, что талант непосредственно связан с чувственностью и имеет один источник - сексуальность. Это с колокольни психоаналитиков. А послушать коллег Плисецкой, те считают, что ее размашистые увлечения были естественным следствием карьерного "зажима". Ставка в Большом была сделана на Уланову. Да, зал взрывался аплодисментами, когда Плисецкая выходила на сцену. Но она была беспрецедентно для балета высокая (164 см), длинноногая. Плюс репрессированный отец, сосланная в Казахстан мать, родственники за границей и "пятый пункт" в паспорте. Да, всех заморских гостей вели на "Лебединое" с Плисецкой, но из страны ее никуда не выпускали, и не то что о мировой славе - даже о возможности быть признанной коллегами за рубежом и речи быть не могло. Так что выходов для темперамента было два. Танцевать в "Лебедином", сколько партия прикажет. И вытирать ноги о мужские сердца - столько, сколько самой захочется. В своих мемуарах Майя Михайловна с больной нежностью пишет о первой любви - Вячеславе Голубине. С ним она подрабатывала в концертах в начале сороковых и целовалась за кулисами. В 1947 году Голубин должен был танцевать с Плисецкой "Лебединое озеро" на молодежном фестивале в Праге. На первой же репетиции Плисецкая, не вписавшись в поворот, ударила Славу локтем в нос. На открытый перелом наложили швы, а танцовщика отправили в Москву. Больше Голубин с Плисецкой не танцевал. Чем плохи служебные романы, так это необходимостью после разрыва существовать на одной территории. После разрыва с Плисецкой Голубин стал пить. Он быстро ушел со сцены (и несколько лет спустя повесился в своей квартире). Роман с Эсфендьяром Кашани тоже вызвал много разговоров. Майя Михайловна вообще никогда не делала секрета из своих увлечений. Прима приезжала домой к танцовщику из кордебалета на черном лимузине с шофером. И это в сорок девятом, когда московские машины можно было по пальцам пересчитать! Шофер, естественно, оставался в лимузине. Соседи - а дело происходило в рабочем районе Шаболовки, где были только коммуналки - в свой кайф сплетничали, что "она за ним бегает" (красавец-перс очень нравился женщинам). Они познакомились в тренировочном классе, у балетного станка. По воспоминаниям Эсфендьяра Хусейновича, неожиданно и сразу понравились друг другу. Веселая, открытая, Майя Плисецкая всегда обращала на себя внимание. "У Майи был особый талант, и где бы она ни находилось, сразу становилось ясно: она - первая, она - звезда,- вспоминает Эсфендьяр Кашани.- Когда она танцевала в "Дон Кихоте", с первого ее выхода и до конца первого акта стоял беспрерывный гром аплодисментов. Только она появлялась на лесенке с веером - зал начинал реветь". По утрам они виделись в классе, потом гуляли или ходили в кино. Кашани был принят в доме Плисецких. Мать Майи благоволила к юноше (Кашани был младше Майи на пять лет). Майя была дружна с матерью Кашани. Роман кончился так же внезапно, как и начался. Плисецкая оставила Кашани, даже не объяснившись. В середине 70-х Кашани ушел из Большого театра и стал работать с тренером по фигурному катанию Татьяной Тарасовой - ставил хореографию в танцах на льду. Знаменитые Моисеева и Миненков - его работа. Впрочем, давнишний роман не помешал Плисецкой и Кашани танцевать вместе в "Вальпургиевой ночи". А вот своего первого мужа, Мариса Лиепу, Плисецкая при возможности - а возможностей, работая в одном театре, море - уязвляла очень чувствительно и изящно. Так, выделив Лиепе партию Вронского в балете Щедрина "Анна Каренина", Плисецкая скоро передумала. Партию отдали Александру Годунову, а Лиепе предложили роль обманутого Каренина. После спектаклей они втроем, улыбаясь, выходили на поклоны, а когда опускался занавес, холодно кивали друг другу и молча расходились по своим гримуборным. Вы, конечно, будете смеяться, но Лиепа тоже был младше Плисецкой - аж на одиннадцать лет. Они познакомились в Большом театре во время декады латвийского искусства. То, что у них роман, было ясно каждому, кто видел их вместе. Сразу же Плисецкая и Лиепа начали репетировать "Лебединое озеро" (мы же говорили, что вы будете смеяться). И когда Плисецкой предложили выступить с балетом в Будапеште - это был первый ее выезд за границу после длительного перерыва! - она захотела поехать именно с Лиепой. Но в Министерстве культуры и в КГБ кандидатура Мариса не прошла. Тогда Плисецкая, недолго думая, расписалась с партнером. Их выпустили. Естественно, скоро она от него ушла.

Старосветские помещики

"Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Конек-Горбунок", "Дама с собачкой", "Чайка" - все эти балеты Щедрин написал для жены. Причем три из них Плисецкая сама и поставила. Уланова ушла со сцены в сорок один. У Плисецкой, как говорят критики, творческий пик пришелся на период с сорока до пятидесяти лет. В семьдесят она танцевала на своем юбилее. - Мечтаю об одном - чтобы Щедрин побольше пожил,- сказала Майя Плисецкая в одном из недавних интервью.- Без него жизнь для меня теряет интерес. - Без Майи Михайловны не только многое не было бы написано, но и музыка моя, наверное, была бы другой,- вторит ей Щедрин. - Я думаю, все обстоит немножечко наоборот,- отвечает Майя.- Это Родион Константинович продлил мою сценическую жизнь. Полагаю, что как композитор он мог бы обойтись без меня, а вот я без него - нет. Они всегда подчеркивали, что их соединяют не только чувства - общее дело, музыка, балет. "С тех пор как я вышла замуж за Щедрина, танцую для него",- не устает повторять Плисецкая. Ну, не совсем для Щедрина. И для Роберта Кеннеди немножко тоже. Роман вполне мог бабахнуть аж на два континента: Плисецкая и Кеннеди родились в один день. Узнав об этом, Кеннеди чмокнул Майю Михайловну в щеку (дело было, естественно, после просмотра "Лебединого"). "Между нами словно искра пробежала",- говорит Плисецкая. На день рождения, который прима встретила в Бостоне, Кеннеди прислал ей гигантский букет белых лилий, корзину вина и золотой браслет. А когда Плисецкая в 1966 году приехала в США, Роберт, уже сенатор, пригласил ее на экскурсию по Нью-Йорку. Майя опоздала на полчаса, и Кеннеди купил ей в подарок будильник фирмы "Тиффани" - молчаливый намек на опоздание. Они обедали, гуляли. Но если бы Майя Плисецкая могла сказать хоть пару слов по-английски! Из этого мог бы получиться великолепный роман. Но без переводчика разговор не клеился - ведь не на каждое свидание можно взять советского посла (на первой их встрече звездной паре переводил посол в США Анатолий Добрынин). Ложка дегтя: в Большом к безоблачному семейному счастью нашего творческого дуэта относятся со здоровым скептицизмом. Сусанна Николаевна Звягина, председатель совета ветеранов ГАБТ, многие годы проработавшая вместе с Плисецкой, сказала, что в коллективе считали: Плисецкая делала карьеру, а Щедрин ее "подпирал". Ни для кого не было секретом, что Плисецкая и Щедрин часто находились на грани разрыва - Щедрин якобы много раз уходил от Майи Михайловны. И только здравые доводы парткома (дескать, кто будет танцевать в ваших, товарищ Щедрин, балетах и в каком театре, если вы слиняете?) возвращали взбунтовавшегося мужа в лоно семьи. Так что такса - это всего-навсего такса. Никто не любит нас так безответно, как животные, подаренные любовницами наших мужей. Вот уже сорок два года совместной жизни эти два титана русской культуры обращаются друг к другу, как старосветские помещики : Маинька и Робинька.

(КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

     Соглашение           Контакты           Инструкция пользователя

© Project «Labirint25.com» Литературный журнал Авторский Проект И.Цыпиной